КУПИТЬ КАРТИНУ

        Купить картину для интерьера... 
     Казалось бы, что может быть проще при наличии денег! Однако, для того, чтобы покупка долго радовала и не превратилась в пустую трату денег, существует ряд рекомендаций, на которые имеет смысл обратить внимание неискушенному покупателю. Картины, рассматриваемые в данной статье только в контексте произведений станковой живописи или графики,  должны соответствовать определенным критериям*.     

   Несмотря на то, что мода на декорирование помещений картинами появилась еще в эпоху Возрождения, основополагающие требования к интерьерным картинам остались неизменными и до настоящего времени: произведения изобразительного искусства, окружающие человека в повседневной жизни, должны быть эстетически и психологически комфортными, доступными по стоимости для приобретения. 
    Естественно, что доступность цены, эстетика и психологический комфорт у каждого свои. Тем не менее, несмотря на то, что  "на вкус и цвет товарищей нет", особенности  картин для интерьера  полезно учитывать всем

     Попробуем выбрать интерьерную картину, которая бы радовала глаз и грела душу, соответствовала специальным техническим требованиям качества, приемлемую по цене.    



КАКУЮ  КУПИТЬ  КАРТИНУ?

   1. Оригинал. Без сомнения, авторские произведения являются уникальными предметами для оформления интерьера. Хорошая штучная живопись хранит в себе энергетику, эмоции, настроение художника. Именно такие работы всегда привлекают к себе внимание, свидетельствуют о культуре и вкусе хозяина, передаются по наследству, а при стечении обстоятельств, становятся и удачным вложением денег. 
     2. Авторский повтор. Авторские права художника позволяют воспроизводить, созданные им ранее, произведения, независимо от того, кому принадлежат оригиналы. Обычно, при повторении работы, художник не ставит чисто техническую  цель  досконального  копирования.  За  основу  берется  сюжет  и  основная  мысль  картины, но  в работу могут вноситься некоторые изменения. Часто авторский повтор не уступает оригиналу и является самостоятельным творческим произведением.   
     3. Копия. Если Вы задумали иметь копию известной картины, постарайтесь приобрести атрибутированную работу, т.е. не безымянную, а подписанную (можно на обороте) автором. В этом случае работа имеет шанс стать со временем дороже, если автор приобретет известность.  
    4. Постер. Другими словами - фотография картины, напечатанная в типографии на бумаге, картоне или холсте. Имеет массовый, возобновляемый тираж. Очень часто цветовая гамма отличается от оригинала. Вряд ли постер с полным правом можно назвать "картиной". Скорее "картинкой", аналогичной иллюстрации, вырезанной из журнала и обрамленной в рамку. 
    5. Авторский принт, жикле. Высокотехнологичный постер, выпускаемый под контролем автора. Печатается на дорогостоящем оборудовании, передающем мельчайшие нюансы цвета, имеет лимитированный тираж. Специальные текстурные пасты позволяют передать фактуру картины. Каждая копия нумеруется и подписывается автором. Иногда художник прописывает некоторые детали картины вручную художественными красками поверх напечатанного изображения.  В настоящее время такие работы набирают все большую популярность и имеют коллекционную ценность. Несмотря на высокие технологии производства, изготовление качественных принтов с работ, имеющих сложную текстуру поверхности, выполненных в авторской технике, часто невозможно или нерентабельно.

БУРДЫКИН НИКОЛАЙ
Пречистенская набережная. 2010
холст, масло. 40Х50 см
БУРДЫКИН НИКОЛАЙ
Усадьба Поленово. 2013
холст, масло. 40Х50 см

СТИЛИ  ИНТЕРЬЕРНЫХ  КАРТИН

    В изобразительном искусстве существует множество стилей и направлений, но сегодня при декорировании помещений чаще используются картины, выполненные  в достаточно ограниченной манере. Отличительные черты этих стилей наиболее полно соответствуют требованиям, предъявляемым к интерьерным картинам. 

      1. РеализмЯсность и доступность восприятия, позитивизм. Универсальные и наиболее популярные работы.  
      2. Импрессионизм. Свежесть, наполненность светом и цветом.
      3. Модерн. Орнаментальность и декоративность.
      4. Примитивизм, наивное искусство.  Душевность, непосредственность. 
      5. Сюрреализм. Оригинальность, иллюзорность, символизм.
    6. Абстракционизм. Ассоциативное восприятие. Такие работы в качестве цветовых акцентов используют для оформления современных интерьеров больших общественных и частных помещений. 

КРУТОЯРОВ ИВАН
Радонеж. Река Пажа. 2013
оргалит, масло, иприматура. 60Х70 см
КРУТОЯРОВ ИВАН
Дом цветных облаков. 2013
оргалит, масло, иприматура. 60Х70 см

 ЖАНРЫ  ИНТЕРЬЕРНЫХ КАРТИН

   1. Пейзаж, городской пейзаж, марина. Традиционные средства оформления гостиных, холлов, столовых, кабинетов и библиотек, интерьеров общественных помещений
   2. Натюрморт. В большей степени подходят для столовых, спален.
   3. Портрет. Уместны для кабинетов, библиотек. Парадные портреты размещают в гостиных.
   4. Анималистика. Работами с изображением животных обычно оформляют кабинеты, библиотеки.
   5. Жанровая картина. Несмотря на то, что жанровая картина по праву считается вершиной живописного искусства, в настоящее время такие работы можно увидеть в интерьерах достаточно редко. Обычно они встречаются в домах знатоков и коллекционеров живописи. К этой же группе относятся картины батального, исторического, религиозного  жанра, на фантастическую тематику.   

НАЛЕТОВА ОЛЬГА
Выпускающая птиц. 2012
холст, масло, поталь. 50Х60 см
НАЛЕТОВА ОЛЬГА
Золотое утро. 2010
холст, масло, поталь. 50Х60 см

НА  ЧЕМ  ПИШУТ  И  РИСУЮТ  КАРТИНЫ?

     Мнение большинства неискушенных покупателей, что "настоящая" картина должна быть обязательно написана маслом на холсте и на подрамнике, не является верным. Художественная ценность картины не зависит от того, на какой основе и какими средствами она выполнена.

   1. ХолстЛьняной холст различного плетения (плотности) - традиционная и самая долговечная основа для профессиональной живописи. Для малозначительных и учебных работ часто используют  тонкий и более дешевый хлопковый холст. Недостаток натуральных холстов - возможное провисание в зависимости от колебаний влажности воздуха. Этого недостатка лишены современные полусинтетические холсты, не отличающиеся по внешнему виду от холстов льняных.   
   Холст натягивается на деревянный подрамник или наклеивается на картон (оргалит). Лучшие подрамники модульные. Их специальная конструкция с крепкими клиньями позволяет регулировать степень натяжки холста в течение всей жизни картины, не вынимая ее из багета. Значительно дешевле глухие подрамники, имеющие жесткое крепление углов. Такие подрамники не позволяют регулировать натяжку и поэтому их целесообразно использовать только для полусинтетических холстов. 
    После натяжки холст проклеивается и грунтуется. Грунт - очень важная составляющая подготовки основы под живопись. Он изолирует проникновение красок внутрь холста и одновременно обеспечивает надежное сцепление красок с его поверхностью. Именно качество грунта во многом определяет срок жизни живописи. Первый признак того, что картина написана на правильно подготовленном холсте - он не должен просвечиваться на солнце и на его обороте не должна проступать краска. 
    2. Картон, оргалит. Эти основы для живописи компактны, удобны в перевозке, поэтому широко используются для этюдов и на пленэре. Обязательна грунтовка, как и холста.
    3. Бумага. В качестве основы используют различные сорта бумаги для графики и акваживописи (краски на водной основе). Работы на бумаге требуют применения особых средств хранения. 
  4. Дерево. Одна из самых древних основ для живописи. В настоящее время используется, в основном, в иконописи. Требуется длительная подготовка деревянной доски и специальная грунтовка левкасом.

    В качестве основы для живописи используются также металлические пластины, стекло, керамика, кожа, пластик. Еще больше расширяют этот перечень уникальные авторские техники художников.

ЛИТЫШЕВ ВЛАДИМИР
Весной в Сентендре. 2012
холст, масло. 40Х50 см
ЛИТЫШЕВ ВЛАДИМИР
Брюгге. 2013
холст, масло. 40Х50 см

ЧЕМ  ПИШУТ  И  РИСУЮТ  КАРТИНЫ?

     Набор средств самовыражения художника не ограничен: от традиционных, устоявшихся веками, до окурков и губной помады. Большинство красок и средств для рисования состоят из сухих натуральных и искусственных пигментов с различными связующими веществами. Основным признаком качественных пигментов является их высокая светостойкость. Определение качества красок, использованных при создании картины, под силу только опытному специалисту.

    1. Масляные краски.  Самые распространенные художественные краски. В большинстве масляных красок в качестве связующего используется льняное масло.  После длительной просушки (не менее 6 месяцев), масляную живопись рекомендуют покрывать специальными живописными лаками для защиты от ультрафиолета и прочих внешних воздействий. Это особенно актуально для работ с "пожухшими" участками красочного слоя (матовые пятна на преобладающей блестящей поверхности картины). Самые дорогие из красок. Маслом пишут, практически, на всех основах для живописи.
     2. Темперные краски. Относятся к одним из самым древних живописных красок. В настоящее время в качестве связующего применяется казеиново-масляная, поливинилацетатная (ПВА) или акриловая эмульсия.  Темперу используют для письма на холсте, доске, картоне, оргалите, бумаге. 
    3. Акриловые краски - современная разновидность темперных красок. Универсальные и многофункциональные, быстро сохнут, обладают хорошей кроющей способностью, позволяют работать, как в пастозной, так и  в тонкой "акварельной" манере. Особое достоинство - можно разводить не только специальными разбавителями, но и водой. После высыхания не смываются, образуют матовую, бархатистую поверхность. Большая палитра цветов: от привычных, идентичных  масляным краскам - до агрессивных флуоресцентных, перламутровых и т.д.  Не требуют закрепления лаками. Значительно дешевле масляных красок. Акрилом пишут на любых нежирных основах. 
    4. Акварельные краски -  популярные водорастворимые краски из очень тонких пигментов. Основное качество акварели - прозрачность и мягкость красочного слоя, естественность переходов одного цвета в другой, многообразие тончайших оттенков. Работы требуют специальных средств хранения. Акварелью работают на специальных сортах бумаги, выбор которых является очень важной составляющей в этой художественной технике. 
     5.  Гуашевые краски - клеевые водорастворимые краски, более плотные, чем акварель. Высохшие работы имеют матовую поверхность.  Гуашь - недорогой материал и ее часто используют для выполнения эскизов,  в декорационной работе.  Обычно гуашью работают на картоне и бумаге.
    6. Пастель - материал, изготовленный на основе смеси сухих пигментов с клеевым составом. Очень нежный и хрупкий материал, похожий на цветной мел. Работы, выполненные в этой технике, требуют специальных средств хранения. Как разновидности, существуют масляная и восковая пастель. Пастелью работают на специальных сортах бумаги (в том числе на наждачной).

    Помимо перечисленных, художники широко используют карандаши, фломастеры, шариковые ручки, тушь,  уголь, сангину, соус. Нередко художники применяют смешанные техники, используя в одном произведении несколько средств.

ВЛАДИМИРОВА-ЛАВРОВА АННА
Подсолнухи. 2012
холст, масло. 70Х70 см
ВЛАДИМИРОВА-ЛАВРОВА АННА
Деревья у воды. 2013
холст, масло. 70Х70 см

ОФОРМЛЕНИЕ  КАРТИН

     1. Багет. Наиболее распространенным средством декоративного оформления живописи являются багетные рамы. Лучший багет - из твердых пород дерева. Сейчас большую популярность приобрел более дешевый пластиковый багет. При покупке оформленных работ обратите внимание на сборку рамы. Классическая технология предусматривает сборку с использованием не только специальных металлических скоб, но и обязательно клея. Жесткое клеевое соединение углов гарантирует, что со временем рама не разболтается. 
     2. Паспарту являются не только декоративным средством оформления и демонстрации картины, но и средством защиты от внешних факторов. В первую очередь это касается акварелей, пастелей и прочих работ на бумаге. Ценные коллекционные произведения оформляют в паспарту из безкислотного картона и закрывают специальным музейным стеклом с защитой от ультрафиолета. Такие меры обеспечивают лучшие условия хранения работ в течение долгих лет.  

ДРУЖИНА ЛАРИСА
Весенний свет. 2014
холст, масло. 60Х40 см
ДРУЖИНА ЛАРИСА
Пастораль. 2013
холст, масло. 60Х40 см

СТОИМОСТЬ  КАРТИН

     Стоимость картин зависит от множества факторов. Это известность художника, проведенные им выставки, в каких галереях и музеях хранятся его работы. Чем больше послужной список художника, тем дороже его работы. Стоимость коллекционных работ определяется, в первую очередь, именем художника и модой на его работы. Для интерьерных картин главным критерием стоимости является качество работы, индивидуальность и мастерство автора. 
    На стоимость картины влияет ее формат и оформление. Цены багетных рам и паспарту варьируются в очень больших пределах.
   В Москве в 2014 году средняя стоимость интерьерной картины кабинетного формата в технике масляной живописи оценивается профессиональными художниками в 20000-40000 рублей. Графика в среднем дешевле живописи, так как менее популярна среди массовых покупателей.

ДРУЖИН КОНСТАНТИН
Весенний мотив. 2013
холст, масло. 40Х70 см
ДРУЖИН КОНСТАНТИН
Мотив у реки. 2014
холст, масло. 25Х43 см

ГДЕ  КУПИТЬ  КАРТИНУ?

     1. Мастерская художника. Идеальный вариант, если вам нравится творчество автора. В мастерской можно не только выгодно приобрести работы, познакомиться с историей их создания, но и лучше узнать художника. Кроме того, у вас есть возможность увидеть (а может и купить) картины "не для всех". Обычно, именно они составляют "золотой фонд" художника. Самые низкие цены из всех возможных вариантов покупки плюс интересные разговоры за чашкой чая.
     2. Выставка.  На коллективных выставках большой выбор работ многих авторов, разных жанров и направлений. Как правило, работы на выставку проходят предварительный отбор выставочным комитетом, что положительно характеризует их уровень. Стоимость работ на выставках часто определяется самим художником или включает небольшую наценку организаторов выставки. Очень хороший вариант покупки.
    3. Интернет-галерея. Выбор работ в онлайн-галереях может быть только предварительным. Обычно цветовая палитра изображения на компьютере не соответствует оригиналу. Если решитесь на покупку и получение картины посылкой, постарайтесь оговорить  возможность возврата в случае, если работа не понравится. Несмотря на большое количество интернет-галерей, вариант покупки не очень хорош, так как таит в себе много неожиданностей.  Торговая наценка обычно составляет около 20% от цены художника.
     4. Рынок. Посещение неискушенным покупателем художественных рынков таит опасность поддаться на соблазн приобретения многочисленных "рябин", "маков", ядовитых "рассветов-закатов" в броских рамах с претензией на роскошь. Повезет, если в роли продавца выступает сам автор картин. Можно увидеть и хорошие работы. Рекомендуется, как интересный вариант прогулки при хорошей погоде и для знатоков, которые способны отобрать зерно от плевел.  
    5. Художественный салон. По сути, комиссионный магазин по продаже произведений искусства. По такому же принципу работают многие небольшие художественные галереи, не ведущие выставочной деятельности. Качество работ обычно определяется статусом организации и компетентностью сотрудников. Можно встретить работы самого разного уровня. Обычно торговая наценка составляет 25-50% от цены художника. Вариант для широкого круга покупателей.
   6. Художественная галерея. Серьезные галереи  ведут выставочную деятельность, вкладывают средства в целенаправленную работу по отбору художников и их продвижению на рынок, формируют моду на их имена и диктуют ценовую политику. Вариант для коллекционеров и для тех, кто имеет возможность потратить деньги в угоду качеству.   
      7. Аукцион. Самый дорогой вариант. Для профессиональных коллекционеров.     

ВОЛЬФСОН ПАВЕЛ
Закат. 2013
бумага, пастель. 52Х71 см
ВОЛЬФСОН ПАВЕЛ
Адриатика. Яхты. 2013
бумага, пастель. 52Х71 см

ЮРИДИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ПОКУПКИ  КАРТИН

    Покупатели интерьерных картин редко задумываются о юридической стороне покупки. Тем не менее, имеет смысл знать, какие документы могут сопровождать сделку.

     1. Сертификат подлинности картины. Если раньше это понятие использовалось только в контексте коллекционных произведений, то сейчас его все чаще применяют и к интерьерным работам Несмотря на одинаковое название, документы имеют принципиальные различия.
     Сертификат подлинности на коллекционную картину выдается строго ограниченным кругом учреждений на основе заключения технологической и искусствоведческой экспертиз, имеет юридическую силу.
  Сертификат подлинности на интерьерную картину не представляет собой заключение каких-то исследований и является не более, чем красивым маркетинговым сопровождением картины с указанием ее атрибутов. Такие сертификаты выдаются на произвольных бланках самими художниками, галереями и специализированными коммерческими организациями ("Артреестр" в России, бывшая "Global Fine Art Registry" и существующая "National Fine Arts Title Registry" в США). В настоящее время эти документы не имеют общей формы и единой базы данных. 
   2. Договор купли-продажи картины между художником и покупателем. Документ, подтверждающий право владения картиной покупателем. Сопровождается актом приема-передачи работы, в котором указываются подробные атрибуты картины и ее стоимость.  Иногда в таком договоре оговариваются особые условия владения картиной покупателем. Например, сторонами может быть согласовано право художника периодически экспонировать проданную картину на выставках в течение определенного срока.
    3. Разрешение на вывоз картины за границы Российской Федерации. Для вывоза картины за границу  справка-разрешение получается в Московской службе по сохранению культурных ценностей при Департаменте культуры Москвы или в территориальных управлениях Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей. Такое разрешение может получить как автор картины, так и ее владелец. При этом документов, подтверждающих право владения работой, не требуется. Для картин, написанных менее 50 лет назад, экспертиза и оформление документов производятся в присутствии заказчика и занимают не более 30 минут.

ВЛАДИМИРОВА-ЛАВРОВА АННА
Усадебная геометрия-1. 2013
бумага, масляная пастель. 26Х52 см
ВЛАДИМИРОВА-ЛАВРОВА АННА
Усадебная геометрия-3. 2013
бумага, масляная пастель. 26Х52 см

КАКУЮ  КАРТИНУ  НЕ  ПОКУПАТЬ?

     1. Не покупайте картину, как цветовое дополнение к обоям, шторам и.т.д.  Картина, как произведение живописи или графики, не должна быть обязательно связана с определенным интерьером или системой декорирования. Хорошая живопись во все времена является достойным украшением любого интерьера.
     2. Не покупайте "массовку". Если видите несколько работ одного автора одинакового сюжета, в одной палитре разных форматов - смело проходите мимо.
     3. Не покупайте многотиражные постеры. Отличить постер от оригинальной живописи можно, посмотрев на него через хорошее увеличительное стекло: всегда будут заметны технологические пиксели нанесения краски, как на экране монитора компьютера. 
    4. Не покупайте картины, имеющие трещины красочного слоя, с отслаивающейся и осыпающейся краской. С большой вероятностью разрушение продолжится и потребует вмешательства реставратора.
      5.  Остерегайтесь покупки картин на рынке.
    6. Покупая картину на глухом подрамнике, помните, что, скорее всего, со временем холст провиснет и его придется перетягивать на другой подрамник.  При перетяжке тонкого хлопкового полотна всегда есть вероятность его разрыва.

     При серьезном подходе к покупке картины и соблюдении этих рекомендаций вы не выбросите деньги на ветер.  Картины будут жить долго и со временем могут стать дороже. Не исключайте возможности того, что первая картина может положить начало собственной коллекции изобразительного искусства.  
    Не забывайте, что сейчас, кроме покупки, существует еще один способ оформить интерьер картинами - это их аренда.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
     *Примечание.  В материале по некоторым вопросам изложена личная точка зрения автора, которая не всегда совпадает с общепринятым мнением.

Материалы по теме.
1. Discover Why You Should Buy Paintings That Are Original?
2. Авторские принты и постеры - в чем отличие?
3. Словарь искусств.
4. Электронная энциклопедия. Стили и направления изобразительного искусства
5. Основные напрвления изобразительного искусства ХХ века
6. Арт-Маркет "Передвижник". Что есть что?

Статья размещена с разрешения первоисточника www.ivankrutoyarov.com


Комментарии 0: